Как повысить престиж рабочих профессий и процент закрепляемости молодежи на предприятиях

16

Эти и другие вопросы председатель Федерации профсоюзов Беларуси Михаил Орда обсудил с учащимися и педагогами Минского государственного механико-технологического колледжа.

В учебном заведении готовят рабочих с профессионально-техническим и специалистов со средним специальным образованием по 4 направлениям: для мясоперерабатывающей промышленности, предприятий общественного питания, индустрии микроклимата и холода, фармацевтической отрасли страны. На протяжении последних 5 лет колледж входит в тройку лидеров среди учебных заведений среднего специального образования г. Минска.

Как отметил Михаил Орда, рабочий с профессионально-техническим образованием сегодня – это уже далеко не тот специалист, который был 10 лет назад. Нужны знания и умения, соответствующие компетенции, поскольку к кадрам предъявляются высокие требования. Учебные заведения должны интересоваться развитием технологий и в связке с нанимателями решать вопрос подготовки востребованных на рынке труда специалистов.

С другой стороны, в вопросе обеспечения рынка труда необходимыми кадрами нужно непосредственное участие нанимателей.

– Важно, чтобы молодые специалисты оставались на первых рабочих местах. Чтобы ребятам было интересно не только получать знания в колледже, но и применять их на практике, повышать свой уровень квалификации или разряд, – убежден лидер национального профцентра.

По мнению главы ФПБ, престиж рабочей специальности складывается из многих факторов.

– Это понятие складывается из очень многих вещей. Не только от одного полученного образования, но и от того, в каких условиях и на каком оборудовании работает молодой человек после получения образования, какую заработную плату получает, есть ли у него возможности роста и повышения профессионального уровня, есть ли перспективы приобретения жилья. И здесь уже очень многое зависит именно от нанимателя, – подчеркнул Михаил Орда. – Молодые люди должны быть уверены, что полученное образование даст им возможность не просто жить, а жить хорошо и постоянно развиваться.

К слову, Федерация профсоюзов неоднократно обращала внимание на вопрос дефицита рабочих кадров, в частности, в промышленности. В прошлом году по инициативе национального профцентра совместно с объединением нанимателей и правительством был подготовлен и сейчас реализуется специальный план действий по решению этого вопроса. Он включает в себя многие направления – от совершенствования системы заказа кадров до решения вопроса обеспечения специалистов жильем.

Профсоюзы работают над тем, чтобы на каждом предприятии расширялся список социальных гарантий молодым специалистам. Как следствие, многие коллективные договора предприятий уже включают широкий спектр дополнительных бонусов: всевозможные доплаты и надбавки, обеспечение жильем, возможность повышать свой профессиональный уровень и т.д.

Подготовить конкурентоспособного на рынке труда работника – задача учебного заведения. И в Минском государственном механико-технологическом колледже знают «рецепт успеха».

В учреждении образования контактируют с заказчиками кадров и оперативно реагируют на происходящие в производстве и промышленности изменения, открывают новые специальности. Колледж сотрудничает с Минским мясокомбинатом, Белмедпрепаратами, Белорусской железной дорогой, ЗАО «Атлант», ГУ «Чижовка-Арена», Группой компаний «Санта», комбинатом школьного питания г. Минска и другими. По целевому заказу для нанимателей готовят порядка 10% от общего количества учащихся, но работой обеспечивают всех выпускников.

– Мы налаживаем контакты с потенциальными работодателями, проводим «круглые столы», – рассказала Светлана Андреева. – Заказчики кадров даже в разработке учебных планов принимают активное участие. Рассказывают о новых технологиях, модернизации оборудования, современных требованиях, которые предъявляются к молодым специалистам.

За период обучения молодые люди получают несколько квалификаций. В колледже их интегрируют: обучающиеся на повара могут стать и изготовителем мясных полуфабрикатов или обвальщиком мяса.

Такие подходы к организации учебного процесса помогают оперативно перестраиваться, чтобы готовить рабочих и специалистов по тем программам, которые сегодня актуальны для заказчиков кадров. Важен и практико-ориентированный подход в подготовке людей рабочих профессий, считает директор колледжа.

– Сначала направляем наших учащихся на практику в рамках производственного обучения, чтобы ребята познакомились со спецификой работы. Например, на предприятии «Белмедпрепаты» первые 2 практики учащиеся проходят в разных цехах, а уже предвыпускную практику проходят фактически на тех местах, куда в дальнейшем пойдут работать. Так ребятам проще влиться в коллектив и выполнять свои обязанности, – делится Светлана Андреева.

Что касается закрепляемости кадров, администрация колледжа в течение 2 лет после выпуска осуществляет патронаж бывших воспитанников. И здесь директор учебного заведения согласна с высказанным ранее мнением председателя ФПБ, что в этом вопросе все зависит от нанимателя.

По мнению директора колледжа, должна развиваться школа наставничества на предприятиях.

– Чтобы выпускник остался работать на том предприятии, куда был распределен, нужна школа наставничества. Важно, чтобы с первого дня работы молодого специалиста обучали и поддерживали старшие коллеги, делились с ним опытом, вводили поэтапно во все тонкости рабочего процесса, – подчеркнула директор колледжа.

В Минском государственном механико-технологическом колледже можно получить такие редкие в Беларуси специальности как «Техническая эксплуатация оборудования пищевых производств», «Производство медикаментов, витаминов и препаратов биосинтеза», «Низкотемпературная техника» (холодильное оборудование). Последнюю из них выбрал для обучения Дмитрий Шульга. Парень учится на втором курсе и заранее знает, где будет работать.

– Я выбрал новую и редкую специальность. Моя будущая работа довольно интересная. Нужно разбираться в электрике и монтаже. Я проходил практику на предприятии «ДювасХолодАвто» и готов здесь в дальнейшем работать, условия меня устраивают. Считаю, что практика – важный этап обучения, – поделился будущий техник-механик.

Анжела ЛЮДЫНО

Фото Валерия КАРТУЛЯ